1. Сказки
  2. /
  3. Былины

Русские народные былины о богатырях (16)



Одним из самых старинных видов фольклора являются русские народные былины о приключениях богатырей. Они были сформированы в X-XI веках, когда Киевское государство переживало свой расцвет. Этот вид творчества относят к эпосу. Частый их герой – русский богатырь, который побеждает неприятельское войско или какого-либо недоброжелателя. Нередко в этих сказаниях происходят волшебные события. Рассказчиками былин были странствующие певцы, которые сопровождали свои сказания игрой на гуслях.
Время чтения
Время чтения до 5 минут от 5 до 10 минут от 10 до 20 минут от 20 до часу более часа
Сортировать по: посещаемостипопулярностипродолжительностидатеалфавиту
Славный силою своею богатырь Илья поспешал к обедне быть во стольный Киев-град, да заминка ему вышла под Черниговом – собралося там злой силы столь немыслимо, что ни конному, ни пешему дороги нет. Сокрушил Илья ту силушку великую.
Не всегда Садко богат-знатен был – поначалу пробавлялся игрой гусельной, по пирам честным бренча струнами. Да случилось так, что уже кой день нет рукам его труда и награды нет. И тоску чтобы избыть неуютную он идёт тогда к Ильмень-озеру.
Сколь жил Святогор, а того не ждал, чтобы сил его богатырских бы не достало поднять суму скоморошию. Но случилось всё ж прежде немыслимое – со сумой борясь, богатырь ушёл по колена вглубь земли-матушки. Каб не верный конь, так и сгинул бы. 
Как его матушка, на сносях будучи, получила причастье к тайной мудрости, то и сын её, Волх Всеславьевич, уродился мудр, удал да на расправу скор (да не по летам всё – по святу божью выбору). Царь Индейский стал решать, как быть с княжичем.
Славен был Добрыня к людям незлобивостью, нравом ровным, добрым да приветливым. Но особо почитал он свою матушку – досточтимую Мамелфу Тимофеевну. В лето знойное сын просится у матери: отпусти меня, родная, на Пучай-реку! 
Как-то раз богатырь Святогор ехал по полю, и впереди был прохожий, которого он не мог догнать. Как ни пришпоривал коня Святогор – ничего не выходило. Тогда он попросил прохожего остановиться. Тот послушался, и снял с плеч суму.
Три десятка сиднем просидел Илья, сын обычных крестьян. Не мог ни пошевелиться, ни подняться. Как-то он остался один дома, и к избе подошли двое калик с просьбой пустить их. Илья сказал, что не может, так как немощен.
Когда Вольга подрос и «заматерел», захотелось ему познать мудрость. Он собирает с собой войско из тридцати добрых молодцев, и они отправляются собирать дань Вольге князь подарил три города, и с них он мог собирать пошлину).
В ясном поле случился переполох – выбежал огромный и лютый зверь, называемый Скимен. В мифологии он является олицетворением злых сил, правящих миром змей и темным потусторонним миром.
Совершив немало различных подвигов, Добрыня начинает жаловаться матери, что родила его. Ведь он стольких детей оставил сиротами. Мать отвечает ему сдержанно. Он решает отправиться в путь, чтобы побыть в одиночестве.


Богатырь ехал по дороге, и навстречу ему – камень. На камне было три надписи. Кто поедет по первой дороге – будет богатым, по второй – женится, а кто изберет третий путь - умрет. Богатырь решает поехать по третьей дороге.
Страшный Змей начал нападать на русские земли и поедать людей. Никто не мог ему противостоять, кроме Добрыни Никитича. Богатырь не слушает свою мать, которая говорит ему не ходить в поле, где обитают мелкие змееныши, и не окунаться в Пучай-реку.
Как-то раз Алеша Попович в сопровождении Якима Ивановича по дороге наткнулись на камень. На этом камне была надпись: далее ведет три дороги. Одна из них – в город Муром, вторая – в Чернигов, ну а третья – в Киев.
Когда-то давно в Новгороде жил старый Буслай, который ни с кем из жителей не спорил. После его смерти остался сын Василий. Вдова Буслая Амелфа учила сына грамоте, и ребенок оказался способным.
Как-то раз по дороге Добрыня увидел следы коня, которые, по-видимому, принадлежали другому богатырю. Он догнал неизвестного, и стал спрашивать, кто он такой. Тот сказал, что если хочет узнать, то пусть вступает с ним в поединок.
В течение долгих двух десятилетий преодолевает морские просторы необычный Сокол-корабль. На его палубе находится умещаются и три разных народа, совершенно друг друга не знающих - настолько этот корабль велик.
Жили на заставе богатыри с добрыми молодцами, и никогда не видели они, чтобы мимо кто-то проходил или проезжал.
Мать Ефимья просит сына не ходить в тот дом, где живет колдунья Марина. Ведь она уже погубила немало богатырей и добрых молодцев. Добрыня слушает наказа матери, но как-то раз, гуляя, видит голубей.
Князь Владимир осерчал на Муромца, и посадил его в темницу. Проходит время, и на стольный город Киев хочет напасть Калин-царь, грозный предводитель татар.
Богатырь по имени Вольга хотел набраться мудрости – как щука, плавать под водой, и подобно соколу, летать в небесах. Он собирает себе войско из 13 добрых молодцев, и отправляется в путь. По дороге до них доносятся звуки сохи.
Как-то раз сидел на пиру богатырь-защитник Булат Еремеевич, но ничего не ел и не пил. Неподалеку ходил князь Сергей, и стал спрашивать Булата, отчего он на пиру не кушает и не пьет.
Везде путешествовал богатырь Добрыня, но не мог найти себе достойного противника. Как-то раз в чистом поле ему попался шатер, на котором была надпись с угрозой – если кто-то тронет этот шатер, то ему несдобровать.
У одной вдовы был сын Вавила, который работал пахарем. Его приглашают двое скоморохов – Кузьма и Демьян – отправиться в так называемое «Инишнее царство».
У князя Владимира был пир, на котором гости начали хвалиться тем, что имеют, а самые глупые хвастались молодыми женами. Молчал только Ставр Годинович. Тогда князь Владимир спросил его, отчего он не хвалится.
В гости к князю Владимиру приплыл на корабле Соловей Будимирович с подарками. Пришлись по душе князю и жене дары Соловья, и он выделил ему землю у племянницы Забавы. Соловей стал строить там три терема необычной красоты.
Как-то раз устроил князь Владимир роскошный пир. Он начал спрашивать гостей, кто сможет состязаться с тремя сотнями жеребцов. Никто не согласился, кроме Ивана. Бояре стали делать ставки против Ивана.