Петя Иванов и волшебник Тик-Так - сказка Сутеева
ОПИСАНИЕ
Сказка Сутеева «Петя Иванов и волшебник Тик-Так» поучает: хозяином собственного времени следует оставаться в любой эпохе. Хороши часы, Пете подаренные: старинные, хронометрически точные, с откидывающейся крышечкой! Но то – с точки зрения родителей, за судьбу сына переживающих. Самому Пете фамильная драгоценность не только не глянулась – ему даже всплакнуть захотелось. Но отделаться от подарка у Пети-таки не вышло…
Время чтения 32 минуты, 24 секунды
Когда Петя Иванов пошёл во второй класс, родители подарили ему часы.
О часах Петя мечтал давно. Конечно, он понимал, что часы с калькулятором и электронной игрой родители ему вряд ли подарят, Петя еле-еле закончил первый класс без двоек. Но вот будильник в часах должен быть обязательно! И вовсе не для того, чтобы рано вставать. А для того, чтобы за минуту до звонка с урока, будильник в наручных часах мелодично тренькал бы, извещая хозяина о скором освобождении от занудных учителей, не решаемых задач и дурацких правил грамматики.
Петя представлял разные часы на своей руке: в круглом или квадратном корпусе, с крышечкой, закрывающей табло циферблата или без… Но чтобы такие! Нет, такие часы, которые ему подарили родители, Петя мог представить только во сне. Да и то в кошмарном.
Старинные, карманные, в виде луковицы и на длинной цепочке!
Увидев подарок, Петя чуть не расплакался. И все дальнейшие рассказы папы о том, что эти часы не простые, что папе они достались от дедушки, а дедушке от прадедушки, Петя пропустил мимо ушей. А на замечание мамы: «Не забыть поставить будильник в новых часах на восемь, чтобы не проспать в школу», Петя тихо буркнул в ответ: «Как же, не забуду! Да я к ним вообще не прикоснусь!»
Тем не менее Петя отнёс часы в свою комнату и положил их на тумбочку возле кровати. Петя втайне надеялся, что кошка Мурка заинтересуется свисающей с тумбочки цепочкой, стянет часы и разобьёт их! И тогда он с чистой совестью проспит первый урок. Всё равно домашнюю задачку по математике он не решил, а идти в школу за верной двойкой — радости мало. И так в дневнике сплошные пары.
Петя улёгся в кровать, накрылся одеялом и стал тихонько звать Мурку, ненавистно поглядывая на тикающие часы.
— Кис-кис-кис…
Но вместо Мурки к дверям его комнаты подошли родители.
Петя тут же закрыл глаза, притворившись спящим.
— Напрасно ты Пете эти часы подарил, — шёпотом сказала мама. — Его же ребята в школе засмеют!
— Не засмеют! — также шёпотом ответил папа. — Вот посмотришь, ещё и завидовать будут.
— Не успеют позавидовать, — вздохнула мама. — Он их завтра же разобьёт, а нам скажет, что их Мурка с тумбочки стащила.
Петя услышал мамины слова и в который раз удивился: как это маме удаётся читать от мысли! А ещё он испугался, что мама может догадаться про нерешённую задачу, и на всякий случай накрылся одеялом с головой. Чтобы мысли были не так видны.
— Эти часы разбить невозможно, я в детстве пробовал — не получилось, — шёпотом признался папа.
— Значит, потеряет, — не сдавалась мама.
— Не потеряет! — уверил её папа. — Наоборот, станет гораздо аккуратнее. А то разболтался совсем…
Тут папа и мама на цыпочках отошли от Петиной комнаты.
Петя вылез из-под одеяла и прошептал:
— Как же, стану! Ждите! Да я теперь ещё больше разболтаюсь! Будете знать, как доисторические часы дарить!
И Петя погрозил часам кулаком.
В часах вдруг что-то захрипело, и они замолчали.
Петя даже сел на кровати от удивления. Неужели сами сломались? Он протянул руку к часам, но в эту самую секунду звякнула какая-то пружинка, крышка часов открылась и на циферблат вылез маленький смешной человечек.
— Не волнуйся! — пискнул человечек. — Сейчас починим!
— Вы кто? — прошептал потрясённый Петя. — Гном?
— Я Тик-Так, добрый дух времени, — сказал человечек.
Тик-Так достал из кармана гаечный ключ, подковырнул заднюю крышку часов, снял её и откатил в сторону.
Петя с любопытством наблюдал, как маленький человечек ловко перепрыгивает с маятника на пружину, как подкручивает винтики, подтягивает зубчатые колесики.
— Порядок! — сказал Тик-Так и качнул ногой маятник в часах.
Часы послушно запели: «Тик-так, тик-так…»
— Надо всё делать вовремя и тогда станешь хозяином времени, — сказал Тик-Так, закрывая крышку часов.
— Хозяином времени? — недоверчиво переспросил Петя, кутаясь в одеяло. — Так ведь у меня времени нет совсем! Уроки делать некогда, в школу опаздываю, домой к обеду опаздываю… Даже в футбол поиграть, и то не успеваю!
— Со мной времени у тебя будет хоть отбавляй! — сказал Тик-Так. — Всё успеешь! И на мультики ещё останется.
— Как это? — не поверил Петя.
— А вот так! Смотри, — и Тик-Так показал Пете на какие-то кнопочки сбоку, — знаешь, что это такое?
— Кнопочки, — кивнул Петя. — Чтобы стрелки подводить или будильник ставить.
— А вот и не угадал, — тоненько засмеялся Тик-Так. — Это регулятор времени! Здесь скорость. Здесь — обратный ход. Понятно?
— Нет, — помотал Петя головой. — Не совсем понятно. То есть совсем непонятно.
— Временем можно управлять вне времени, — назидательно сказал Тик-Так и перевёл стрелки часов на восемь утра.
В комнате сразу стало светло. А за дверью раздался голос Петиной мамы: «Петя! Вставай!»
— Как вставай? — удивился Петя. — Я же ещё заснуть не успел! Куда ночь делась?
— Мы же с тобой стрелки перевели, — напомнил Тик-Так. — Считай десять часов проскочили.
— Я… Я не хочу… Подожди… Не надо так сразу… — забормотал Петя.
— Хорошо, — согласился Тик-Так, — даю обратный ход.
— Йаватсв! Ятеп! — произнесла что-то непонятное за стенкой Петина мама и в комнате вновь стало темно.
— Понял теперь? — спросил Тик-Так.
Петя кивнул:
— Здорово!
— Ну что, будем спать? — поинтересовался Тик-Так.
— Нет, давай ещё со временем поиграем! — предложил Петя.
Тик-Так помотал головой:
— Играть со временем нельзя! Но если спать тебе совершенно не хочется, так и быть, вставай и пойдём в школу.
— Сейчас? Ночью? — изумился Петя.
— Чудак, — усмехнулся Тик-Так. — Кто же по ночам в школу ходит? Сейчас мы стрелки на утро переведём.
И Тик-Так вновь перевёл стрелки на восемь часов утра.
— Петя! — услышал Петя голос мамы. — Пора завтракать!
— Опять собраться не успею, — вздохнул Петя.
— Всё успеешь, — успокоил его Тик-Так. — Сейчас время остановим и собирайся, сколько хочешь!
Петя встал с кровати, оделся и начал неторопливо складывать в портфель учебники, тетрадки, ручки. Собираясь, Петя недоверчиво поглядывал на часы, но стрелки стояли на восьми утра как вкопанные.
— Ну что? Собрался? — спросил Тик-Так. — Тогда пошли!
— А можно ещё немножко подождать? — попросил Петя.
— Зачем?
— Понимаешь, я уроки сделать не успел. Времени не было!
— Ничего страшного, — махнул рукой Тик-Так. — Теперь времени на всё хватит. Пойдём, там разберёмся!
Тик-Так нажал на какую-то кнопочку, часы затикали, и минутная стрелка весело побежала по кругу.
А в комнату заглянула Петина мама.
— Петя! Вста… — начала было она, но замолчала на полуслове, потому что увидела своего ленивого сына одетым, умытым и с портфелем в руках. — Чудеса! — сказала мама.
— Никаких чудес, будильник вовремя прозвенел, — объяснил Петя, засовывая часы с Тик-Таком в карман куртки.
К остановке троллейбуса Петя бежал что есть силы, но всё равно опоздал. Двери троллейбуса закрылись почти перед Петиным носом.
— Вот так всегда! — с досадой сказал Петя. — А следующий только через десять минут подойдёт. Опять к первому уроку не успею.
— Успеешь! — выглянул из кармана Тик-Так. — Внимание, включаю обратный ход.
Раздался мелодичный перезвон часов. На какое-то мгновенье всё на улице остановилось. И даже воробьи повисли в воздухе. А затем всё вновь пришло в движение. Но — задом наперёд!
Пешеходы и машины пятились. Воробьи стремительно опускались на крыши, причём летели они хвостом вперёд.
А осенние листья поднимались с земли и приклеивались к веткам деревьев. Из-за угла показался троллейбус, который тоже ехал задом. Троллейбус остановился, из него, пятясь, стали выходить пассажиры.
— Теперь успеем, — довольно кивнул Тик-Так, нажимая на кнопочку в крышке часов. — Время, вперёд!
И всё пошло-поехало своим чередом.
* * *
Куртку в школе пришлось снять. И Тик-Так вместе с волшебными часами перекочевал в ящик парты. Петя то и дело заглядывал под крышку парты и мысленно прикидывал, что бы ещё такое можно сделать со временем. Для начала после уроков он хотел пару часов поиграть в футбол, но чтобы время при этом стояло. Ещё он хотел прийти к обеду вовремя, чтобы мама удивилась. А потом…
Но что будет потом, Петя придумать не успел, потому что учительница вызвала его к доске.
— Я пропал, — прошептал Петя, наклонившись к Тик-Таку.
— Напиши, пожалуйста, на доске решение задачи, — попросила учительница.
— Какой задачи? — Петя тянул время изо всех сил.
— Той, которую я задала вам на дом. Ты ведь её решил, правда, Петя? — спросила учительница и вдруг застыла возле доски, как каменное изваяние.
И все ученики в классе замерли. А карандаш, за мгновение до этого скатившийся с чьей-то парты, не успел упасть и повис прямо в воздухе.
На Петину парту взобрался Тик-Так и помахал Пете рукой.
— Спасибо, Тик-Такчик! — поблагодарил Петя.
— За что спасибо-то? — спросил Тик-Так.
— Ты меня от двойки спас, — пояснил Петя.
— Ещё не спас, — покачал головой Тик-Так. — Вот сейчас она «оживёт», — махнул Тик-Так рукой в сторону учительницы, — и ты получишь свою пару.
— А что же делать? — испугался Петя.
— Попробуй решить задачу, на которую у тебя вчера времени не хватило.
— Я… Я не умею, — признался Петя. — Я с самого начала четверти ничего не учил. Помоги мне, Тик-Так!
— Подсказывать не буду и задачи за тебя решать тоже не буду. Но, так и быть, помогу.
Тик-Так прыгнул в парту, открыл крышку часов и перевёл стрелки на двадцать минут вперед.
И сразу же по всей школе оглушительно зазвенел звонок с урока.
— Повезло тебе, Иванов, — сказала «ожившая» учительница. — Ладно уж, иди на место. В следующий раз расскажешь нам, как ты решил эту задачу.
Петя облегчённо вздохнул и пошёл на место.
После уроков Петя сидел на скамейке в сквере. В руках у него были волшебные часы, по крышке которых расхаживал Тик-Так. Дух времени обучал Петю пользоваться часами:
— Обратный ход отправляет время вспять, — тоном учителя говорил Тик-Так, — но прежде, чем включить обратный ход…
— Эта кнопочка, да? — перебил Петя.
— Не перебивай, — попросил Тик-Так.
— Да я уже помню! — отмахнулся Петя и нажал кнопку на корпусе.
Тотчас мирное «тик-так» часов сменилось на «так-тик».
— Так нельзя! — закричал Тик-Так. — Сначала время нужно было остановить!
— Хорошо, — быстро согласился Петя и нажал ещё одну кнопку.
Но время не остановилось, а полетело со страшной скоростью. Тиканье превратилось в гул.
— Что ты наделал! — схватился Тик-Так за голову. — Ты же включил ускорение времени!
Тик-Так откинул крышку часов и прыгнул на раскачивающееся зубчатое колесико. Колесики и пружинки часов жалобно звенели. Тик-Так достал гаечный ключ и попытался вставить его между зубчиков, чтобы остановить маятник. Но зубчатое колесо крутилось с такой скоростью, что гаечный ключ Тик-Така отлетел, словно камень, выпущенный из рогатки.
А Петя, задрав голову вверх и открыв рот от удивления, смотрел в небо. На небе происходило что-то невообразимое: солнце быстро опустилось на востоке и тут же появилось на западе. День и ночь мелькали со скоростью пейзажа за окном поезда.
Петя перевёл взгляд на соседнее дерево. Листочки на нём уменьшились, превратились в почки, а затем и вовсе исчезли. Появившиеся из-под земли лужи сначала замёрзли, потом превратились в снег. Хлопья снега взлетали с земли и уносились в небо. Когда весь снег улетел в небо, на земле обнаружились замёрзшие лужи. А опавшие с деревьев листья поднялись в воздух и стали быстро приклеиваться к веткам, зеленея на ходу.
— Зима… Нет, осень… Лето, — не успевал Петя за сменой времён года.
В среднем, пользователи прочитывают текст за 14 мин.
Добавить в избранное